РУС | УКР | ENG
Врубель М.А.

      Музей хранит прекрасную коллекцию произведений Михаила Александровича Врубеля (1856-1910), уникальную по полноте собранных в ней работ раннего киевского периода. Именно в Киеве, куда мастер приехал в 1884 году для реставрации древних и  создания новых росписей в Кирилловской церкви, начался его самостоятельный творческий путь. В киевских произведениях Врубеля раскрылся великий талант колориста и рисовальщика, монументалиста и декоратора, проявилось стремление к возвышенно-одухотворенному искусству, противостоящему «серой повседневности».

      Ранний этюд «Натурщица в обстановке Ренессанса» был создан во время учебы в Петербургской Академии искусств, где Врубель занимался под руководством известного педагога Павла Чистякова. Он свидетельствует о том, что уже в 1880-е годы художник выступил как чрезвычайно одаренный мастер акварельной техники. В этом утонченном  рисунке проявился великий талант молодого художника, колориста и мастера кисти, умение иллюзорно передать красоту собранных вместе драгоценных вещей – шелковых узорчатых тканей, старинной мебели, а также совершенство обнаженного женского тела.

      Акварель «Восточная сказка» демонстрирует блестящее владение техникой акварели, романтическое увлечение Востоком, особенно ярко проявившиеся именно в этой небольшой акварели. Ювелирная изысканность, богатство колористической гаммы способствуют созданию таинственной сказочной атмосферы, экзотичной пышности восточного быта.

      В Киеве Врубель много работал с натуры, создавая произведения различных жанров. Одна из лучших работ киевского периода - композиционный портрет  дочери владельца ссудной кассы. Хрупкая девочка с бледным лицом и большими темными печальными глазами, окружена драгоценными коврами, шелками, ювелирными украшениями, сама напоминает необычайную драгоценность. Переливами сияющих цветов, многообразием красок  переданы узоры тяжелого ковра, цветистость тканей, мерцание украшений. Но  вся эта роскошь не лишила образ человечности, наоборот, на ее фоне неожиданно остро выступили живые черты девочки, ее скрытая грусть. Присущее Врубелю восхищение реальными формами натуры в сочетании со смелым взлетом фантазии позволили ему превратить модель – дочь владельца ссудной кассы в Киеве Маню Дахнович – в поэтический образ, полный загадочности, очарования и красоты.   

      Целый мир возвышенной, одухотворенной красоты представляют этюды цветов, к изображению которых неоднократно обращался мастер. В изменчивых, хрупких формах азалий, ирисов, орхидей, шиповника поражает конструктивная четкость, структурность. Однако аналитическая строгость Врубеля не мешала ему чувствовать и передавать поэзию и дыхание жизни. Алгебра и гармония в его произведениях связаны неразрывно. Нежность, прозрачность и свежесть, излучаемые «Белой азалией» - результат проникновения в «архитектуру» цветка, скрупулезного анализа графическими средствами ее характерных признаков. Каждый штрих рисунка, укладываясь в определенную плоскость, лаконично выявляет экспрессивную и удивительно активную художественную форму.

     Акварельные эскизы к росписям Владимирского собора стали высшим достижением мастера в киевский период его творчества. Среди них четыре варианта «Надгробного плача». Врубель - первый в России художник,  в полной мере ощутивший художественную правду древнерусского и византийского искусства, понявший его красоту и одухотворенность. В эскизах мастер дает нечто большее, нежели свою драматическую и вместе с тем монументальную разработку традиционного сюжету. Во всех вариантах «Надгробного плач» он воссоздает немой диалог Марии и Христа, ту чрезвычайно тонкую красоту человеческого горя, которую, по словам Чехова, «способна передать одна только музыка».

What's on
Exhibitions
© Kiev museum of Russian art. All rights reserved