РУС | УКР | ENG
Шедевры
Борис и Глеб. Первая половина XIII века. Дерево, темпера
      Эта уникальная икона – самый древний памятник в нашем собрании. Она датируется началом или серединой ХІІІ века и  происходит из Савво-Вишерского монастыря в Новгороде.

      Борис и Глеб – сыновья Киевского князя Владимира, крестившего Русь в 988 году. После смерти отца они были жестоко убиты по злодейскому приказу их сводного брата Святополка, захватившего великокняжеский престол. Канонизованные как страстотерпцы, Борис и Глеб стали первыми русскими святыми. 

      Одетые в княжеские одеяния XI века, святые держат в  правой руке прижатый к груди крест – символ жертвенности и мученичества. Мечи, вложенные в ножны, напоминают о том, что оружие  князей перед убийцами осталась не обнаженным.

 

 

М.А. Врубель (1856-1910). Девочка на фоне персидского ковра. 1886. Холст, масло.

В Киеве Врубель много работал с натуры, создавая произведения различных жанров. Одна из лучших работ киевского периода - композиционный портрет  дочери владельца ссудной кассы.

Хрупкая девочка с бледным лицом и большими темными печальными глазами, окружена драгоценными коврами, шелками, ювелирными украшениями, сама напоминает необычайную драгоценность. Переливами сияющих цветов, многообразием красок  переданы узоры тяжелого ковра, цветистость тканей, мерцание украшений. Но  вся эта роскошь не лишила образ человечности, наоборот, на ее фоне неожиданно остро выступили живые черты девочки, ее скрытая грусть. Присущее Врубелю восхищение реальными формами натуры в сочетании со смелым взлетом фантазии позволили ему превратить модель – дочь владельца ссудной кассы в Киеве Маню Дахнович – в поэтический образ, полный загадочности, очарования и красоты.

В.М. Васнецов (1848-1926). Три царевны подземного царства. 1884. Холст, масло.

В музее экспонируется значительное полотно мастера  - "Три царевны подземного царства". Эта большая по размерам картина очень живописна и воспринимается как декоративное панно.

Первоначальный ее вариант (ГТГ) с еще двумя работами художник выполнял для украшения зала управления Донецкой железной дороги. На полотне изображен момент из сказочного повествования, когда, подняв из подземелья прекрасных царевен, братья Ивана перерезают веревку, оставляя его в подземелье, ослепленные завистью к успеху брата. Царевны своими одеждами и украшениями олицетворяют несметные подземные богатства. Отталкиваясь от сказочного сюжета, переосмыслив его для более точного воплощения основной идеи - стремления показатьисторию, богатство и красоту Донецкого края, Васнецов вместо царевен золотого,  серебряного, медного царств изображает владелиц царств золота, драгоценных камней, каменного угля и железной руды. Мастера настолько увлекла работа над этим сюжетом, что он создает новое, более значительное полотно, которое затем было приобретено И. Терещенко, а ныне находится в киевском музее. Сам Васнецов и его современники, коллеги по цеху, высоко оценивали эту работу. По их мнению, она вобрала в себя все лучшие качества живописца: одухотворенность образов, представление о национальном типе красоты, монументальность и декоративность произведения в целом, отмеченного богатством живописных приемов и великолепием красочных сочетаний и контрастов.

И.И. Шишкин (1832-1898). На севере диком... 1891. Холст, масло.

Картина была задумана и создана в связи с работой над иллюстрацией для юбилейного издания сочинений выдащегося русского поэта М.Ю. Лермонтова.

На этом полотне Шишкину удалось передать романтический характер лермонтовского стихотворения. Применив не совсем привычные для него световые эффекты, обобщенность форм, цветовое решение, мастер создал запоминающийся образ осыпанного снегом дерева, перенес на полотно миг таинственного оцепенения и покоя ночной зимней природы.

Анонс
19.10.2016 - 06.11.2016
Выставки
© Киевский музей русского искусства,
2003-2010. Все права защищены