|
Верещагин В.В.
Собрание работ Василия Васильевича Верещагина (1842-1904) является одной из богатейших монографических коллекций музея. В своем творчестве, основной темой которого была война, Верещагин, как и его современники, стремился к объективному воссозданию жизни, проникнутой обнаженным нервом правды, остротой чувств. Путешественник, публицист, художник-баталист, находившийся постоянно на переднем крае, Верещагин часто становился очевидцем и участником событий, которым посвящал потом свои работы. Делал зарисовки, небольшие этюды писал прямо на полях сражений. Художник и погиб, как воин, находясь на борту броненосца "Петропавловск", который подорвался на японской мине близ Порт-Артура в 1904 году. Верещагин не был художником-баталистом в классическом, традиционном понимании. Он изображал не блеск парадов и побед, а как бы изнанку войны, ее жестокость и бесчеловечность. Событиям из русско-турецкой войны 1877-1878 годов, проходившей под знаком освобождения славян на Балканах, посвящено немало произведений, которые можно отнести к Балканской серии. Это, как всегда у Верещагина, своеобразная летопись событий: "Пикет в Балканах", "Шпион", "Пикет на Дунае", "Два ястреба", а также целая серия небольших живописных этюдов. Одним из наиболее значительных полотен в собрании музея является произведение "Победители. Мародеры" (1878-1879), посвященное битве близ болгарского городка Телиш, где полк русских егерей, потерпев поражение, вынужден был поспешно отступить, оставив на поле сражения раненых и убитых, которые подверглись глумлению со стороны турецких солдат. Картина настолько убедительна, что воспринимается почти как документальная. Художник запечатлел нелицеприятную сторону войны, способствующую разжиганию у человека самых низменных инстинктов. Верещагин побывал во мнгих странах, откуда привозил огромное количество картин и этюдов. В коллекции музея имеется большое собрание этюдов, созданных во время поездок по Индии: "В Гималаях. Гора Канчинджунга", "Лама так называемой красной секты в полном облачении", "Кули (носильщик)", "Совар - правительственый посыльный". Произведения воплотили непосредственные впечатления художника от своеобразной природы, памятников архитектуры этой страны, ее колоритного быта и народных типов. В коллекции произведений Верещагина большое количество графических работ. В свое время почти все рисунки были приобретены И. Терещенко непосредственно у автора в специально составленной и подобранной им серии. |
Анонс
Выставки
1.11.2016-13.11.2016
|