РУС | УКР | ENG
Семья Терещенко

 Федор Терещенко (1832-1894) вел свое происхождение от старшины лохвицкого казацкого полка. Его отец, Артемий Яковлевич Терещенко (1793-1877), составил свое первоначальное состояние на торговле хлебом и поставках леса, а накопленный капитал выгодно вложил в развивавшуюся свеклосахарную промышленность. К своей деятельности он привлек и сыновей – Николу, Федора, Семена. Проживая в Глухове (Черниговщина), Терещенко расширяли свои владения, стали крупнейшими землевладельцами, обладателями миллионного состояния, уделявшими постоянное внимание  благотворительности. Масштабы их деятельности переросли размеры небольшого украинского городка, и в 1870 году отец и сыновья с семьями переезжают сначала в Москву, а в 1874-м в Киев (только Семен с семьей остается в Курской губернии).

   Фёдор Артемьевич Терещенко (1834-1898)   

      С 1870 года Артемий Терещенко фактически отошел от активных дел, перепоручив их сыновьям, организовавшим «Товарищество свеклосахарных и рафинадных заводов братьев Терещенко».

      За большие заслуги Терещенко в 1870 году возводятся императором Александром II в потомственное дворянство. Девиз их родового герба – «Стремление к общественным делам» - отражал не только успешную предпринимательскую деятельность, но и благотворительность, на которую семья выделяла колоссальные средства.

      Как отец и старший брат Никола, Федор Терещенко постоянно занимался активной общественной деятельностью, проживая в Глухове, Москве, Киеве. Он не только вкладывал большие деньги в расширение собственности, усовершенствование производства, но постоянно вносил пожертвования на строительство храмов, благоустройство городов, богоугодные дела – помощь малоимущим, больным и нищим.

      Как пример можно назвать создание Рубежовской колонии для малолетних преступников, 2-й Киевской гимназии. В Киеве только на Подоле на средства от попечительства Ф.Терещенко были устроены ночлежный дом, родильный приют, построена больница для чернорабочих. В 1883 году Федор Артемьевич избирается гласным Городской думы, С 1888 года он состоит в инициативной группе любителей древностей и искусств по учреждению Городского музея, а в 1894-м – за несколько дней до смерти – пожертвовал на строительство здания музея 25 тыс. рублей.

      Коллекционированием Терещенко начали заниматься еще в Глухове. В семье были такие крепкие родственные узы, что, несмотря на некоторое соперничество в бизнесе и приобретении художественных ценностей, все основные вопросы решались сообща. Сейчас бывает трудно определить, кто первым купил то или иное произведение, поскольку работы часто переходили в личные собрания внутри семьи.

      Федор Терещенко занимался коллекционированием почти четверть века, был знаком со многими художниками, посещал их мастерские, состоял с ними в переписке. В его коллекции появлялось немало произведений очень высокого художественного уровня. Известен его портрет, написанный И.Крамским. К сожалению, портрет этот утрачен в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Но именно благодаря Федору Артемьевичу в музее находится одно из лучших произведений И.Крамского «Крестьянин с уздечкой. Мина Моисеев» (1883).

      «Имеется у меня один этюд русского мужичка большой, в том виде, как они обсуждают свои деревенские дела. Мой мужичок веселый», - писал художник Федору Терещенко, предлагая свою работу. По воспоминаниям сына художника, известный собиратель, создатель русской национальной художественной галереи П.М.Третьяков был «очень недоволен, что эта вещь ускользнула от него».

      Картина демонстрировалась на 11-й выставке Товарищества передвижников, с которой Ф.Терещенко приобрел еще одно  известнейшее произведение другого художника Н.Ярошенко «Курсистка» (1883).

      Перечень коллекции Ф.Терещенко отсутствует, хотя известно, что работ было много. Доподлинно установлено, что из находящихся ныне в музее известнейших произведений ему принадлежали «Созерцатель» (1876), «Девушка с кошкой» (1882) И.Крамского, «Шпион» В.Верещагина, замечательные пейзажи: «Дорога в поле (1869) М.Клодта, «Запущенный парк в Мариенбурге» (1878) Ю.Клевера, «У подножия Казбека» (1891) А.Киселева, «Зима в лесу (Иней)» (1877), «Заповедник. Сосновый бор» (1881), «Сумерки» (1874), «Лесной ручей» (1874) И.Шишкина; «Ранний снег. Бехово» (1891) В.Поленова; «Ночь на дону» (1882) А.Куинджи, картины В.Перова «Юродивый, (1875,1879), «Накануне девичника» (1870), В.Маковского «Ярмарка на Украине» (1882) и «Девичник» (1882); К.Лемоха «Девочка с кошкой»; А.Харламова «Итальянский мальчик с книгой» (1877), эффектное полотно П.Сведомского «Погребенные в цветах» (1886), «Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных» (1890), «Поприщин» (1882) И.Репина.

      Приобретая картины, собиратель исходил не только из желания украсить интерьеры своего дома (имея в виду размеры полотен, тематику). На сохранившихся фотографиях можно узнать некоторые работы, размещенные в парадных комнатах, но это небольшие картины. Остальное, по-видимому, находилось в галерее, которая виделась коллекционеру в дальнейшем как общедоступная.

      Еще при его жизни в прессе сообщалось, что «собрание картин Ф.А.Терещенко открыто для публики с 21 февраля по 1 апреля по субботам от 1 до 4 часов пополудни, вход со двора». Фактически же галерея была открыта значительно более продолжительное время, и имеются данные, что в отдельные дни ее посетили до 1000 человек. Коллекционер ориентировался и на существующие приоритеты в современном ему искусстве, прислушивался к советам и рекомендациям художников, мнению которых доверял.

      Федор Терещенко смог встать на путь превращения личного собрания в общедоступное. Это поощрялось П.Третьяковым, который писал Репину: «...Являются сильные конкуренты – господа Терещенко (я, впрочем, рад теперь, когда что им достается: мне кажется, они пойдут по моему следу)».

      Сейчас можно только предполагать, как развивались бы события в этом направлении, проживи Федор Николаевич дольше. Но 15 июня 1894 года он умер. В похоронной процессии принял участие весь Киев, почетным гражданином которого Федор стал даже раньше своего известного брата Николы. Федор Терещенко был с 1892 года действительным статским советником, имел много отечественных и иностранных орденов, в том числе французского Почетного легиона. Похоронен в Глухове, в Анастасиевском соборе, сооруженном на средства семьи Терещенко.

      Со вдовой, Надеждой Владимировной,  и детьми Федора Артемьевича проживает его племянница Ольга Николовна Терещенко, несмотря на то, что владела домом № 13 по этой же улице.

      По-видимому, только она в доме своего дяди продолжала достаточно серьезно заниматься собиранием произведений искусства. Точных сведений о коллекции Ольги Терещенко почти нет, но в круг ее интересов, кроме живописи, входили фарфор, стекло. Судьба этого собрания неизвестна. О.Н.Терещенко покинула Киев вместе с Н.В.Терещенко в 1918 году, выехав в Англию.

      У детей Ф.Терещенко не было увлеченности и страсти отца в приобретении и системном коллекционировании произведений искусства. Сын, Федор Федорович, учился на механическом отделении Киевского политехнического института, но не закончил его. Он увлекся авиацией: получив диплом на звание пилота-авиатора, принимал участие в строительстве аэропланов системы «Фарман», «Моран Сольнье», конструировал свои летательные аппараты, запатентовал ряд изобретений.

      Младшая дочь, Наталья Федоровна, освоила специальность акушерки, была замужем за графом С.Уваровым. Старшая, Надежда Федоровна – вышла замуж за В.В.Коробьина-Муравьева-Апостола, бывшего в то время генеральным консулом в Будапеште. Таким образом, Терещенко породнились с еще одним известным украинским родом, восходящим к гетману Данилу Апостолу. У Муравьевых-Апостолов было трое сыновей: Вадим (1907-1998), Андрей (1913-2001), Алексей (1914-2000). Двое младших, начиная с 1984 года, часто бывали в Киеве и всегда приходили в дом своих предков, с большим уважением и теплотой относились к музею, его сотрудникам.

 

Анонс
Выставки
19.10.2016 - 06.11.2016
© Киевский музей русского искусства,
2003-2010. Все права защищены